От утопии к театру. К 150-летию Мейерхольда
От утопии к театру. К 150-летию Мейерхольда | Центр «Зотов» | 13.11.24 | Москва
Расписание
Особенности
Описание
График работы выставки: вт–вс 11:00–21:30, пн — выходной Выставка продлится до 19.01.25 Центр «Зотов» совместно с Бахрушинским музеем представят выставку «От утопии к театру» к 150-летию Всеволода Мейерхольда. Проект продолжает серию персональных выставок, посвящённых главным именам авангарда и их восприятию повседневности и пространства. Выставка «От утопии к театру» рассматривает «конструктивистский» период творчества одного из главных реформаторов театральной сцены XX века, режиссёра Всеволода Мейерхольда. Выставка знакомит с пятью его спектаклями, поставленными с 1922 по 1924 годы, — «Великодушный рогоносец», «Смерть Тарелкина», «Земля дыбом», «Д. Е.» и «Лес», который был в репертуаре Театра им. Мейерхольда вплоть до его закрытия в 1938 году. Эти постановки ярче всего отражают принципы нового подхода к игре актёра, использованию декораций и взаимодействию со зрителем. Мейерхольд никогда не переставал экспериментировать, находился в постоянном поиске актуального театрального языка. Режиссёр видел свою творческую революционную задачу в том, чтобы «раздеть» театр и избавить его от украшательств прошлого, бутафории и декоративности, и сконцентрировать внимание зрителя на игре актёра. Увлекшись главной идеей времени, Всеволод Мейерхольд разработал не только теоретическое, но и практическое основание конструктивизма в своём театре. Режиссёр придумал комплекс техник, в том числе биомеханику, которые, с одной стороны, стали продолжением его исканий в театре, а с другой, — вышли за пределы сцены и стали частью жизни и быта нового человека. В этот период Мейерхольд начинает работать с новаторами русского авангарда — художницами Любовью Поповой и Варварой Степановой. Вместе с ними он придумывает трансформирующуюся мебель, прозодежду, «оголяет» сцену, впервые показывая зрителям кирпичный задник и кулисы, а затем и вовсе выходит за пределы театра, используя «внесценные» декорации, которые легко перемещались по городу, что позволяло играть спектакли в скверах и парках по всей Москве. Экспозиция выставки будет представлять из себя два круга — внешний и внутренний. Внешний будет посвящён самим спектаклям, а внутренний — биомеханике, технике воспитания актёра, которую Мейерхольд впервые вводит в практику в работе со своими студентами. На выставке будут представлены реконструкции и эскизы костюмов, живопись, графика, фотографии сцен, спектаклей и конструкций, рисунки-чертежи, негативы рукотворных титров и афиши. Важной частью выставки станет «архив» — место с документами, рассказывающими о том, как театр, в отсутствие доступного кинооборудования, сохранял и записывал спектакли, а также, как на ход представлений могло влиять мнение и впечатление зрителей. Среди реконструкций, созданных центром специально к выставке, — реквизит к спектаклю «Великодушный рогоносец», макет декорации к спектаклю «Земля дыбом» и основной элемент декорации — «дороги» — к спектаклю «Лес». Всего в экспозиции собрано 270 экспонатов. Помимо работ из Государственного театрального музея им. Бахрушина, среди которых эскизы Любови Поповой к оформлению спектакля «Великодушный рогоносец», оригиналы кукол в Прозодежде Любови Поповой, эскизы костюмов Варвары Степановой к спектаклю «Смерть Тарелкина», в экспозиции представлены работы из Третьяковской галереи, Российского государственного архива литературы и искусства, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Мультимедиа Арт Музея, Москва, Музея МХАТ, Музея «Гараж», Дома культуры «ГЭС-2», Музея кино, Краснодарского краевого художественного музея им. Коваленко, Собрания и Манашеровых. Куратор выставки: Анна Ильдатова, театровед, куратор театральной программы фонда V—A—C и Дома культуры «ГЭС-2». Научный консультант выставки: Вадим Щербаков, кандидат искусствоведения, заведующий сектором изучения и публикации наследия Мейерхольда Государственного института искусствоведения, главный редактор журнала «Вопросы театра. Proscaenium».
Купить билет От утопии к театру. К 150-летию Мейерхольда
ВНИМАНИЕ!!!
• В программе мероприятия возможны изменения.
• Если вы заметили неточность или ошибку – просим сообщить нам на электронный адрес info@icity.life.
• В программе мероприятия возможны изменения.
• Если вы заметили неточность или ошибку – просим сообщить нам на электронный адрес info@icity.life.