Академия Большого театра: фабрика звезд
12 девочек в трико цвета лаванды и собранными в пучок волосами старательно выводят арабески. Все они мечтают попасть в Большой театр, на легендарную сцену российского танца.
Немного печальный квадратный двор, светлые и просторные залы, бесконечные коридоры, где болтают танцовщицы, сев на шпагат… Добро пожаловать на фабрику российской хореографии, в Школу балета при Большом театре.
Она была основана в 1773 году императрицей Екатериной II и выпустила десятки поколений танцовщиков, неизменно храня свой престиж: там учились прима Майя Плисецкая, Марис Лиепа, Игорь Моисеев…
«У нашей школы большие традиции», — говорит преподаватель Валерий Анисимов, который занимается классом из восьми подопечных «с большим потенциалом».
«Мы готовим наших учеников к вступлению в классический мир театра», — рассказывает он. «Мы учим их тонкостям русского балета, наша техника чуть более точная», — добавляет он с хитрой улыбкой.
По российским традициям, юные танцовщики проводят год за балетным станком, тогда как во Франции их за ним долго не держат. В Москве они встают на носки и делают небольшой прыжок, тогда как в Париже ограничиваются лишь полупуантами. В России предпочитают эффектность и технику, во Франции — гармоничность жестов, уверяют ценители танца.
Мечта о Большом театре
В школе 721 ученик в возрасте от 10 до 19 лет. Занятия продолжаются с девяти утра до шести вечера, а затем они тренируются самостоятельно или с друзьями до позднего вечера.
«У нас нет права на ошибку, расслабляться нельзя», — говорит Лиза. Ей всего 15 лет, 10 из которых она посвятила танцу.
«Иногда вечером мне хочется набрать еды и развалиться на диване перед телевизором, но вместо этого нужно готовить уроки на завтра», — продолжает она.
«Это непросто, — согласен с ней 17-летний Михаил. — В этом наше призвание, но приходится очень много работать».
Ведь впереди большое испытание: на выпускные экзамены приглашают представителей всех крупнейших российских балетов. Приоритет, разумеется, остается за знаменитым Большим театром.
Его главный соперник Мариинский театр предпочитает выпускников расположенной неподалеку Академии Вагановой, где учился знаменитый Вацлав Нижинский. Чтобы попасть туда, танцовщик Рудольф Нуреев ответил отказом школе Большого театра, что стало сильнейшим оскорблением, о котором до сих пор вспоминают ученики (соперничество двух академий очень сильно).
15-летняя американка Харпер Ортлиб сделала свой выбор: в прошлом году она уехала из родного Орегона в академию Большого театра, о которой узнала благодаря видео с YouTube. «Это лучшая школа в мире, — уверяет она. — Мы все мечтаем попасть в Большой театр, стать звездами!»
Большая семья
Дело в том, что, несмотря на иногда весьма скандальный образ Большого театра (нападение с кислотой на бывшего художественного директора Сергея Филина пролило свет на ожесточенное противостояние танцовщиков), юные ученики говорят, что предпочитают помогать друг другу, пусть даже на их пути стоят конкурсы и отборы.
«Это словно большая семья, — рассказывает Елена, завершившая учебу три года назад. — Все живут в интернате, по трое в комнате. Все очень близки, у всех те же самые страхи и надежды».
Елене удалось попасть в один из лучших балетов российской столицы. Теперь она мечтает о карьере за границей, однако ее образование осложняет эту задачу. «Так, например, мы не учили английский, — объясняет она. — Когда ты учишься, весь твой мир — это академия, Россия и танец».
«Наши учителя требовали от нас полностью посвятить себя балету: только получив диплом, я поняла, что жизнь не сошлась на нем клином», — вздыхает она.